Словарь японских слов
А
Агура Сидеть свободно со скрещенными ногами
Ай Любовь,гармония,сострадание,мудрость. Гармония,объединение. Активный принцип Айкидо
Ай-дори Позиция рук,как при рукопажатии
Айки Универсальная жизненная энергия,созидательный принцип жизни. Сочетание,согласование Ки. Все элементы Вселенной возникают из положительной и отрицательной Ки; занимающиеся Айкидо добиваются гармонии своей Ки как с Ки их партнеров, так и с Ки окружающей среды
Айкикай Всемирная организация Айкидо,объединяющая последователей О-Сенсэя
Айкидо Боевое искусство, основанное Морихеем Уэсибой О-Сенсеем, путь Айки
Айкидока Тот,кто практикует Айкидо
Айки но курай Секрет айки,высшее сознание айки
Айкикэн Техника работы с мечом
Айки мё кэн Меч безграничной жизни.Означает меч,который не может быть понят аналитическим мышлением
Айки Оками «Великий дух Айки»
Айки Отоси Тори отрывает ступню Укэ от мата
Айки Эн «Айки-ферма», воплощение идеи Великого Учителя об объединении Будо и фермерства. Это две пути,ведущие нас к тесному контакту со вселенским потоком и порядком
Ай нуке Взаимное сохранение
Ай ути Взаимное уничтожение
Ай ханми Позиция, в которой партнеры находятся в одноименных стойках
Ай ханми кататэ дори Одноимённый захват запясья
Аматерасу (Оми Ками) Богиня солнца
Аригато Спасибо
Аси (аши) Нога,ступня
Аси сибуми Скользящий шаг,передвижение по татами
Аси сабаки Работа ног. Является необходимым компонентом Айкидо,помогающей разработать прочный баланс и облегчить Перемещения.
Аюми-аси Базовое передвижение попеременным шагом
Атагани pэй Поклон друг другу
Атеми Удар в открытую,незащищенную часть тела
Атемивадза Техника атеми, раздел Айкидо изучающий технику удара
Аюми аси Передвижение вперед. Полный шаг
Б Бо Деревянная палка длиной около 2м
Бо – дзюцу Боевое искусство владения палкой
Бо-ката Формальный технический комплекс с палкой
Боккен Деревянный меч для занятий
Бу Военнственый пыл, боевой дух. В Айкидо Бу означает доблестный и неукротимый дух или это искусство предотвращать столкновения путем объединения Останавливать оружие(буквально «останавливать копье»),военное дело
Будо Путь бу воина,дисциплины,обучающие боевому искусству и Направляющие умственное и духовное развитие
Будока Tот,кто практикует будо,человек следующий путем воина
Будзюцу Боевые техники,воинские искусства. Техника боя
Буси Воин,самурай
Бусидо Путь воина, «Кодекс чести самурая»
В Вадза Tехника, дело,работа,приём,способ
Вакаримас Понял, понятно
Вакидзаси Малый меч,который обычно носили на боку,затыкая за пояс. Как Правилo, использовался как для нападения, так и для защиты, а так же для сэппуку
Ваки но камаэ Стойка фехтовальщика, при котрой меч находиться сбоку
Г Гассё положение кистей противников перед захватом
Гаэси Поменять направление
Ги Честь, справедливость
Гири Рубящий удар мечом
Гоккё Пятый приём(контроль) удержания противника
Гомэн Насаи «Прошу прощения; извините;, простите»
Гэдан Нижняя часть (плоскость) тела
Гэдан но камаэ Позиция,при которой меч(или рука) находиться на нижнем уровне
Гэдан цуки Прямой удар кулаком в нижний уровень
Гъяку Разноименный
Гяку дори Разномённый захват запястья
Гяку ханми азноимённая стойка относительно позиции партнёра
Гяку ханми кататэ дори Разноимённый захват запястья
Гяку цуки Прямой удар кулаком(или мечом) из обратной стойки
Д Дайто-рю Школа Великого Востока. Традиционная система Айки-дзюцу и Дзю-дзюцу
Даймё Владетельный феодал в средневековой Японии
Дан Ступень мастерства; уровень,степень
Дзансин «Непрерывная концентрация духа,поступающее сознание».Каждый связан с партнёром,даже после броска,непрерывным Потоком «ки», одновременно готовый отразить атаку.
Дза рэё Приветсвие в позиции сидя на коленях
Дзё Короткая деревянная палка высотой 128см (или индивидуально до подмышечной впадины или подбородка)
Дзёдо Современное название дзё-дзюцу
Дзё доса Упражнения с шестом
Дзёдан Верхняя часть(плоскость) тела
Дзёдан но камаэ Позиция,при которой меч(рука) находиться в верхнем Уровне
Дзёдан цуки Прямой удар кулаком в верхний уровень
Дзё дори Отбирание дзё, т.е., приёмы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля
Дзё кихон субури Базовые движения с дзё
Дзёсэки Верхняя часть Додзё
Дзин Человек,персона
Дзин-но Кокю Дыхание человека.Третья стадия дыхательной медитации
Дзиндзя Алтарь,храм,святыня
Дзю Мягкий,благородный,свободный,гибкий
Дзю вадза Техника свободной работы с партнёром.
Дзю-дзюцу Традиционное воинское искусство
До Путь.В Японии – любое искусство,которое практикуется для развития духовного и технического мастерства, рассматривают как «До»- путь к гармонии тела и духа
Додзё Тренировочный зал,где практикуют Путь. Зал для занятий
Додзё-Тэ Ведущий инструктор Додзё
Доги Традиционная одежда для тренировки(кимоно)
Доги дори Захват за одежду
Домо Спасибо
Домо-аригато годзаймасита Большое спасибо. Фраза произносимое в конце тренировки и выражает благодарность инструктору за проведённую тренировку
Досю(Дошу) «Мастер Пути».Следуя традициям Японии положение Досю передаётся по наследству
Дэси Ученик,учащийся,обучающийся
Ё Ёй Внимание!; Приготовиться!
Ёко Сторона,бой, сбоку, в бок, боковой
Ёко-гэри Боковой удар ногой
Ёко-тэнкан Длинный разворот с шагом на 270град.
Ёко-укеми Падение,страховка на бок
Ёкомэн Боковая часть головы, лица; боковой рубящий удар
Ёкомэн – ути:
Омотэ Удар с внешней стороны
Ура Дар изнутри
Ёнкё-осаэ 4-й контроль удержания.Рычаг со сдавливанием вращением руки
Ёси(ёши) Продолжайте
И Иай-до Одно из направлений Кэн-дзюцу. Мгновенное выхватывание меча из ножен и атака
Иай-то Меч для занятий иай-до
Иккё-нагэ Бросковый вариант 1-го контроля
Иккё-осаэ 1-й контроль.Рычаг с выпрямлением руки
Инь Расширяющееся качество,женское начало
Иппон Кэн Кулак с одной ударной точкой
Ирими «Встречный вход», прямой вход(как правило в атаку). Для эффективного выполнения приёма Тори приводит свой корпус полностью или почти в контакт с корпусом Укэ. Существует три основных форм движений Ирими в Айкидо:
Эн-но Ирими
Круговая форма вхождения;
Саккацу-но Ирими
Треугольная форма вхождения;
Текусэн-но Ирими
Квадратная форма вхождения
Ирими-хо Водное упражнение для внутренней подготови к действию
Ирими-нагэ Бросок прямым вхождением
Ирими-тэнкан «Вход+ПОВОРОТ» Однл из базовых движений тела в Айкидо
Ирими-цуки Бросок вхождением с использованием движения ирими-Тэнкан(на пример:от атаки Ёкомэн-учи)
Иррасаэмаэ «Добро пожаловать»
Ити Один,раз (счет по японски)
К Каёси Вадза «Встречная техника»; приёмы противодействия
Кай Организация,федерация,общество,ассоциация
Кайдэн иплом мастера. Выпускное свидетельство, присуждаемое в соответсвии с традиционной системой обучения боевым искусством
Кайтэн «Открой и поверни».Третья из трех основ техники бросков Айкидо
Кайтэн-наге Бросок вращением
Камаэ Стойка, позиция
Ками «Божество; ангел-хранитеь». Божественный дух
Ками-но Хикари Божественная техника, возможность применения приёмов спонтанно; вершина физического Айкидо
Ками-Сама Выражение Основателем принциап Единства Вселенной
Кансэцу Захват, зажим суставов
Канся Признательность, благодарность
Кантё Глава,руководитель клуба,стиля
Каннагара Пребывание в одиночестве,наедине с существом природы
Ката Форма,фиксированная форма,задание. Определённая последовательность в выполнении формы упражнений.Используется в воинских искусствах как метод изучения
Ката-дори Захват за плечо
Ката-дори-мэн ути Захват за плечо с одновременным ударом второй рукой
Кататэ Одна рука, одной рукой
Кататэ-дори Удержание одной рукой,захват(ы) за запястья руки
Кататэ-рётэ-дори Две руки захватывают одну руку
Кататэ-дори-мэн-ути Захват руки с одновременным ударом другой руки
Катана Самурайский меч
Катана-какэ Подставка для меча
Кейкоги Одежда для тренировки, в русской традиции совершенно неправильно называемое «кимоно»
Кёэко Тренировка с полной отдачей сил
Ки Сущность,энергия,дух . Жизненная энергия или сила,которая держит Сознание вместе
Ки-но-Нагарэ Ки как поток
Ки-но-Цунами Ки как волна
Киай «Полнота Ки».На физическом плане, киай проявляется как пронзительный крик,порожденный из глубины существа(хара)
Кикай Тандэн Вместилище Ки. На Востоке считают, что психологический и духовный центр распологается у человека двумя дюймами ниже пупка в точке Кикай Тандэн. Как источник физической силы и духовной мощи, эта область формируется в упражнениях отрабатывающих владение Кокю и Ки.
Ки-мусуб «Связь ки».Все существа и элементы природы образуют нерушимую связь энергии
Кири Удар, рубящее движение мечом
Кири Вадза Техника ударов ногами
Кириками «Первое удостоверение», вступительное свидетельство, присуждаемое согласно традиционной системе обучения боевым искусством
Киссаки Острие меча
Кимэ Сгибание в суставе в направлени естественного движения
Кихон База, фундамент, основа
Кихон-вадза Базовая техника, основы
Кобудо Классические японские боевые искусства
Кобукан Название первоначального тренировочного зала Основателя в Токио
Коги Лекция
Кокью «Движущееся дыхание», достигаемое дыханием со скоординированным разумом и телом. Концепция Кокю подобно индийской идее праны – «Жизненного дыхания космоса».Технически, кокю относится к правильному регулированию дыхания
Кокью танден хо Упражнение в мусуби, соединение ритма вашей жизненной энергией вашего партнера
Кокью нагэ Бросковая техника с использованием кокю или способ ведения(сопровождения)действий атакующего с помощью КИ
Кокью-хо-тэнкан Исполнение дыхательных упражнений с движениями Тэнкан
Кокью-Рёку Сила дыхания. Неодолима сила, истекающая из истинного Кокю
Кокью-Ундо Дыхание движение. Приёмы для вырабатывания Кокю – Рёку.Они используются сидя(сувари) и стоя(тати), как индивидуально, так и с партнёром
Кокью – Хо Буквально «Дыхательная техника»; дыхательная медитация. Особый вид сосредоточения и подготовительные приёмы,способствующие успокоению духа и установлению истинного Кокю
Коннитива Здраствуйте!
Коси Боковая часть бедра,поясница
Коси Гаэси Бросок бедром
Коси-нагэ Бросок через бедро. Тори поднимает Укэ над матом движением боковой части бедра
Коси вадза Раздел бросков через бедро
Котэ Запястье
Котэ-гаэси Бросок Айкидо, выворачиванием запястья в наружу
Кохо Тэнто Упражнение на перекат вперед и назад
Коцуке Внимание, внимательнлсть
Ку Пустота, воздух
Куацу Искусство оживления(приведение в чувство) посредством воздействия на жизненно важные точки человека
Куби – Симэ Мертвая хватка, удушение
Куминай Парная работа с мечами, в начале которой мечи партнеров находиться в ножнах;практика в искусстве обнажения меча
Куми-тати Парная работа с мечами,в которой мечи уже обнажены
Кэйкоги Тренировочная одежда (куртка,брюки)
Кэн Меч
Кэндо «Путь меча».Традиционное воинское искусство
Кэн-дзюцу Искусство фехтования на мечах
Кэн-но-ката Комплекс формальных упражнений с мечом
Кэнси Учитель фехтования
Кэн-но-кихон-субури Базовые движения с мечом
Кю Ученик Айкидо,начальная степень (разряд)
Кюкон 9 проходов к нервной системе, используемые в атэми- вадза
Кюдо «Путь лука»
Кюдзюцу Искусство владения луком
М Ма-ай Расстояние между обороняющим,необходимая для выполнения Приемов и изменяется в зависимости отиспользуемого оружия
Маваси Кручение,вращение
Маваси-гэри Круговой удар ногой
Маваси-цуки Круговой удар кулаком
Матэ Стоп! Остановиться!
Соро-матэ Закончить!(-или)
Макивара Инструмент для обработки ударов в единоборствах
Макото «Искренность». Чистота сердца, протекающая от образа жизни в
духе Каннагара
Макото-но Кокю Истинное дыхание. Другое название для дыхательной медитации
Маруи Круговое движение
Масакацу Акацу «Действуя согласно с истиной мы всегда выйдем
победителями»-известное изречение Основателя
Маэ Передний,вперед,впереди
Маэ-аси Передвижение вперед
Маэ-гири Фронтальный(прямой) удар ногой
Маэ-укеми Кувырок вперед,самостраховка вперед
Мецубуси Буквально «выбивание глаз»
Мидо Старинное слово,означаюшее приветсвие
Миги Правый
Миги-ни Направо!
Миги-тэ Правая рука
Миги-ханми Правосторонняя стойка
Мисоги Очищение. Посредством Мисоги, очищение тела и духа, мы можем удалить грязь и очистить истинное восприятие. Основатель полагал, что все приёмы Айкидо должны быть нормами Мисоги. Обычно обряды Мисоги включают водное очищение(-под водопадом)
Мисоги Гэ Любая практика(тренирова, дыхание) подразумевающая физиологический настрой тела таким образом, что бы оно было
лучшим каналом для Ки
Миямото Мусаси Один из величайших и прославленных мастеров меча в Японии, автор «Книги пяти колец»
Мокусо Медитация в сейдза(сидя), размышление типа «думать ни о чём»
Мокуроку «Перечень приемов» второе свидетельство присуждаемое согласно классической системе обучения боевым искусствам
Мондзин Ученик
Моротэ Дори Удержание двумя руками
Моти Хват
Му Пустота
Муданся Не имеющий Дана
Мунэ Грудь
Мунэ-дори Захват за отворот кутрки в области груди
Мунэ-цуки Удар в грудь,в среднюю часть тела
Мусуби Гармоническое единство, наше безграниченное единение с жизнью и Вселенной,применяется во время знятия боевым искусством
Мусокэн Форма движения мечом, выполняющего подсознательно используемое только шестое чувство
Мэн Лицо,шлем, маска
Мэн-ути Рубящий удар в лицо,один из базовых ударов
Н
Нагэ(тори) Бросок. Тот кто исполняет технику на укэ
Нагэ-вадза Техника бросков
Нагэ-катамэ-вадза Техника бросков,завершающихся контролем или удержанием партнера
Накаима Текущий момент в настоящем времени;вечное настоящее; иначе сейчас
Никкио осаэ Второй контроль,удержание скручиванием запястья
Ниндзя, Нин-Дзюцу Искусство ниндзя, в узком смысле – мастерство маскироваться. Они были особыми разведовательными агентами на службе высших самураев. Эффективность приемов нападения и защиты сильно преувеличены в популярных изданиях и фольклоре
Hихо Дзэнсин Дзэнго кири «Два шага вперед, поворот и удар»-основное движение фехтования в Айкидо
О
Оби Пояс
Ой-цуки Одноимённый прямой удар кулаком
Омотэ – Ура «Взад – вперед».Облегчает запоминание того факта, что большинство приёмов в Айкидо используется в движении вперёд(Омотэ) и назад(Ура). В действительности полный свод приёмов содержит и многие другие движения
Омотэ-ёкомэн-ути Боковой рубящий удар вперед,который наносится со стороны лица партнера
Омото-кё Религия основанная в начале ХХ в. Дэгути Онисабуро. Морихэй Уэсиба был горячим приверженцем Омотэ-кё с тех пор как ему минуло 30
Онэгай-симас «Пожалуйста будьте моим партнером;Прошу Вас. Традиционное приветствие в начале тренировки: «пожалуйста давайте начнем заниматься»
Осаэ-вадза Техника болевых приемов
Оси-дори Скручивание рук, держащих меч или дзё
Осики–Ути(О-Домэ) Приёмы Айкидо стиля Дайто-Рю
О-Сэнсей « Великий Учитель», имя данное Морихэю Уэсибе (1883-1969) основателю Айкидо. Сэнсей Уэсиба собрал секретные учения Дайто-Рю, эзотерической формы Айки-Дзюцу ведущую свою родословную с 9 века, и сформулировал Айкидо-метод позволяющий привести в согласие весь мир и сделать все существа одной семъей. Морихэй Уэсиба сказал:
«Айкидо-это пут, который соединяет все тропы Вселенной через Вечность; это Вселенская душа, которая объемлет и объединяет всё сущее»
Отоси Падение,понижение, бросание
Р
Рандори Вольная схватка, работа против многократных атак. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнёров
Рё Оба, два
Рёку Сила
Рёндзоку-Вадза Последовательность приёмов
Рё-тэ Две руки
Рё-тэ-дори Уахват двух рук партнёра спереди
Рё-мунэ-дори Уахват за отвороты кимоно двумя руками
Рё-ката-дори Удержание(захват) обоих плеч или лацканов
Рё-содэ-дори Захват за два рукава
Рё-хиджи-дори Захват за два локтя
Рицу-рёй Приветствие стоя
Рэй Поклон,приветствие,вежливость
Рэйги Этикет, вежливость, правила поведения
Рэйсики Этикет в додзё, в частности определяющий причины,время и ритуал поклонов.( ритуал,церемония)
Рэнсю Tренировка, упражнение,практика
Рю Tрадиция Будо, передаваемая посредством семейной преемственности. Рю генеалогически связано с глаголом «Нагарэ»(«течь, как ручей»), стиль,школа,поток,течение
С
Сабаки Термин сабаки используется как понятие для всех форм перемещения
Саёнара До свидания!
Саё-Нагэ Бросок наружу рукой, закручивающейся по спирали
Сайкэй-рэй Глубокий поклон
Санкио осаэ Третий контроль удержания, контроль цетра противника с помощью его запястья и локтя
Санкио-нагэ Бросковый вариант санкио
Санкаку-но Ирими «Треугольный вход». Вы двигаетесь сначала в сторону,а затем заходите в тыл противника,как бы описывая треугольник
Санкасуру Айкидоистский принцип соединения,движение вместе, как одно целое, постоянно прогрессируя
Самурай Тот, ктослужит
Сасин-Ютай «Выступай с левой, отступай с правой» - традиционное передвижение в Айки-Дзюцу и Айкидо
Сатори Просветление, озорение,понимание
Сё Голова, удар в голову
Сёдан Начальная ступень, 1-й дан
Сёмэн Перед, впереди,спереди,лицевая часть. Так же передняя часть Додзё
Сёмэн-атэ Атэми в лицо
Сёмэн-ни-рэй Приветствие в сторону алтарной части додзё
Сёмэн-ути Фронтальный рубящий удар, выполняется шагом вперёд, прямой удар в голову
Сёмэн-цуки Прямой удар кулаком в верхнюю часть туловища, головы
Сейдза Традиционнная манера сидеть со сложенными коленями
Сиай Состязание. Соревнование в принципе противоречит духу Айкидо; если бы состязания были разрещены, они превратились бы в иное Сиай- «матчи Смерти»,так как прёмы применяемые неосознанно, могут стать гибельными для противника
Сидзентай «Естественная позиция». Означает беспрепятственное состояние бытия,которое находится в слиянии или динамичной гармонии с процессами Природы
Сидоин Инструктор,наставник,присваивается от 3-го до 5-го дана
Сикаку Оптимальный угол вхождения.«Слепое пятно» нашего партнера
Сикко Техника передвижения на коленях
Син Дух
Синай Бамбуковый меч в кэндо
Синдо «Путь духа»
Син кокю Упражнение, включающее в себя закручивание спиралью Ки Вселенной и помешение его в Единую точку
Синкэн Настоящий клинок, «меч реальности»
Синкен Сёбу Борьба со смертью. Буквально означает «борьбу с живым мечом»; смертельный бой настояшим клинком. Переносно означает бросить кого-либо, применив одну лишь силу ума
Синсин-тоицу «Единство духа и тела». Объединение ума и тела в движениии.Один из принципов Айкидо
Синто Национальная религия японцев,основанная на культе предков
Сихан Старший преподаватель в пределах школы
Сихо 4 направления
Сихо-Кири «Четерёхсторонный удар», основное движения меча
Сихо-нагэ Бросок на четыре стороны, базовое упражнение. Одна из основ бросковых техник Айкидо. Внешние вращение рук
Сихо-Хай «Почтение на четыре стороны». Основан на синтоистком обряде, применявщемся японским императором, выражать свою благодарность богам во всех направлениях. Уэсиба интерпретировал
Сихокири как Сихо-Хай «четырехстороннее почтение», где каждый удар соимволизирует наше почтение и благодарность:
Вселенноё
Нашим родителям
Природе
Нашим близким
Содэ Рукав
Содэ-дори Захват за рукав
Содэ-учти-дори Захват за рукав изнутри
Сокумэн Бок,сторона,боковой. В Айкидо используется как уход с линии атаки
Сокумэн-ирими-Нагэ Бросок наружным спиралевидным движением рук
Сорэмадэ Закончить! Разойтись!
Сото Внешний, наружный
Сото-Мавари Выкручивание. Движение в сторону от вашего партнёра
Сото-кайтэн-нагэ Бросок наружным вращением
Сото-тэнкан Длинный поворот с шагом на 180град
Сото-ути Комбинация сото-тэнкан со входом под руку партнёра
Сотай-доса Парные упражнения
Субури Основные одиночные упражнения с мечом(боккеном),или дзё
Субури-то Деревянная копия меча для использования субури(более тяжелый,чем боккен)
Сувари Группа приёмов при работе сидя
Сувари-вадза Техника исполнения приёмов, в положения сидя
Суми гол
Суми-масэн Извините!, прошу прощения!
Суми-отоси Бросок партнёра с использованием мёртвого угла
Суки Разум останавливается; «открывается»
Сури-Аси Скользящее движение ногами
Сунэ Голень
Сунэ-ути Рубящий удар в голень
Сэйдза Традиционная манера сидеть. Сиеть на коленях, большие пальцы ног скрещены сзади. Спина прямая,голова держится прямо.Полное расслабление, позволяющее потоку энергии, текущему с неба в центр Земли, проходить через центр головы в мозг и в хара
Сэйдза-хо Способ правильного перехода из стойки в сейдза
Сэйка-но-тандэн Точка внизу живота-ниже пупка на два пальца. Единое сосредоточие всех физических и духовных сил
Сэйки Жизненная сила, воодушевляющая Вселенной
Сэймэй Высокий идеал чистоты духа и жизнерадости сердца,которое появляется после долгих лет занятий Айки
Сэмпай Старший ученик
Сэнсей Учитель
Сюгё Аскетическая тренировка
Сюгёся Тот, кто занимается аскетической тренировкой
Сюрен Додзё название Додзё, основанного Уэсиба сенсэем в Ивами, префектуре Ибараги
Сютю Концентрация
Сютю – Рёку Концентрация силы
Т Тай Тело, корпус, основа
Тай – ги Формы и приёмы движения тела
Тай-дзюцу «Техника тела». Приёмы выполняемые без оружия. Так же одно из древних названий Дзю-Дзюцу, а в современную эпоху - техника передвижений и поворотов, входящая составной частью в большинство боевых искусств Востока
Тай-ки-гэйко Тренировка тела и дыхания, энергетические упражнения
Тай-но-хэнко «Изменение (перемена) позиции тела относительно чего либо (отработка баховых элементов) одно из названий кокью-хо- тэнкан.,название вариаций изменения тела относительно четырех сторон И делятся на:
Тай-но-тэнкан-хо :
ути-тэнкан
сото-тэнкан
усиро-тэнкан
ёко-тэнкан
Тай-но-сабаки Движения тела, техника перемешений и поворотов.В Айкидо движения должны быть свободными и естественными
Тай-но-хираки Способы движения атакуещего,раскрывающие защиту противника и открывающие его центр для удара и приёма Одно из базовых понятий в Айкидо
Тайхо-вадза Техника «конвоирования, ареста» противника
Такэ Воинственный пыл. Иное произношение китайского обозначения Бу
Такэмусу Айки Термин Основателя, для обозначения неисчерпаемого творчества Айкидо и так же одно из названий техники спонтанного реагирования на действия партнера. А так же одно из направлений в Айкидо под руководством Такедзи Томита
Танинзу гакэ Множественная или многосторонная атака. Группа людей нападающая на Наге(рандори). Даже работая с единственным партнером, следует быть постоянно готовым к одновременным атакам со всех направлений
Танрэн Закалка, неустанное шлифование чего-либо
Танрэн-ути Практика ударов по шине с субури-боккеном, что бы развитЬ силу бёдер и научиться выплёскивать «Мах.»силу, так же используется при практике рубящего удара «ёкомен» рукой
Тандэн Одно из названий центра, собирающие в едино духовную и физическую энергию человека. Находится на 2 пальца ниже от пупка живота
Тандоку-доса Индивидуальные подготовительные упражнения, одиночные упражнения
Танто Нож(деревянный)
Танто-вадза Техника применения ножа, раздел изучающий технику применения ножа и защита против него
Танто-дори Приёмы обезоруживания противника, вооруженного с танто
Таниндзу-дори Раздел изучающий приёмы освобождения от захватов двух и более противников
Татами радиционные японские соломенные маты
Тати(-чи) Меч
Тати вадза Приемы выполняемые стоя, когда оба партнёра стоят
Тати-дори Приёмы защиты против атаки противника вооружённого мечом
Тати рэй Приветсвие стоя
Тати-тай-тати «Меч против меча».Одно из названий "куми-тати" парных упражнений с мечом
Татэ Цуки Удар кулаком, стоящим вертикально
Тори Тот, кто выполняет технику, активная сторона
Тёкусэн-но Ирими Прямой вход. Техника Ирими, в котором проходите прямо за спину своего партнёра
Тикара Физическая, внешняя сила
Тикара-но-дасиката «Формы излучения силы». Упражнения, регулирующие поток силы духовной,энергетической или физической. Имеет две формы:
излучения
втягивания
Тин-но Кю «Дыхание земли». Вторая стадия дыхательной медитации
Тинкон Кисин Успокоение духа и возврашение к божественному. Особая техника медитации,применима последователями Омотэ-Кё
Ти-но-Кокю Неистощимый резонанс земли собранный в Хара
Тэ Рука
Тэ-вадза приемы защиты от невооруженногопартнера
Тэкуби Запястье
Тэкуби Коса Ундо Упражнение со скрещенными запястьями
Тэгатана «Рука-меч», ребро ладони. «Руки словно два меча», использование удара Тэ-Гатана, разработанного в 9 веке, принцем Тейдзюном Фудзиварой, считается началом формального Айки. Так как приёмы Айки Дзюцу и Айкидо основаны на движениях меча, то рука с пальцами, активно источающими Ки, может сама действовать наподобие меча
Тэн-но-Кокью Первая стадия дыхательной медитации, «дыхание небес»
Тэнкай Поворот, вращение
Тэнкай-аси Поворот на 180 град. Со сменой стойки на месте
Тэнкан Вращение корпуса вокруг оси или вращательное движение,для рассеивание силы
Тэнран Ути Работа кулаком по макиваре с целью повышения фокусирование удара и усиления Хара
Тэнти «Небо и земля», обшепринятое выражение в Айкидо; следовательно каждого считать маленькой Вселенной, вырастаюшей из земли и достигаюший небес. Так же обозначается и целая группа приёмов –«Тенти Нагэ»-«бросок с небес на землю»
Тэмото Манера хвата меча. Идеальное Тэмото-инстиктивный свободный хват меча,осуществляемый ребенком
Тю Середина, центр
Тюдан «Средний уровень», центральная секция человеческого тела(грудь от живота до плеч), по которой наносится удар
Тюдан-но-камаэ Позиция при которой рука(или меч) находится на среднем уровне
Тюдан-цуки Прямой удар кулаком в средний уровень
Тю-до Средний путь-между Инь и Ян, между добром и злом
У Уваги Куртка кэйкоги
Удэ Рук, от плеча до запястья
Удэ-гарами «Оплетение рук». Один из контролирующих приёмов, исполняемых в Ура-Вадза.
Удэ-кансэцу-вадза Техника болевых приёмов
Удэ-кими-Нагэ Бросок с исрользованием фиксированного контроля сустава руки,т.е. локтя
Удэ-осаэ Удержание руки. Одно из названий иккио
Удэ-Хинэри «Скручивание руки». Одно из названий прикладного варианта никё
Укэ «Участник», «получатель», тот на котором выполняется приём
Укэми Падение. Спосб совершение контролируемого падения, когда Вас бросают
Ундо пражнение
Ура обратный, задний
Ура-ёкомэн-ути обратный боковой рубящий удар
Уракэн-Ути удар тыльной стороной кулака
Усиро Сзади, задняя сторона
Усиро Тэкуби Тори Захват за запястье сзади с удушением
Усирo Вадза «Задняя» техника; приемы, применяемые когда на вас нападают с тыла
Усиро Бараи «Выметающий» рубящий удар назад с использованием дзё
Усиро Укэми падение назад
Ути Удар ребром ладони
Ути Дэси «Внутренний», ближайший ученик, который живет в Додзё и работает круглосуточным тренировочным партнёром и слугой для мастера
Ути –Мавари Вкручивание. Шаг под руки партнера
Уэсиба – Юку Название первого Додзё Морихэя Уэсибы, был расположен на землях Омотэ-Кё в Аябэ
Ф Фуд Буддийское божество бесстрастия праджи. Он сидит под водопадом с двумя спутниками и размахивает «цуруги»- обоюдоострым мечом, чтобы отпугнуть врагов истины
Фудо Кэн Недвижимый меч или кулак
Фудо-но Сисэй «Несдвигаемое положение» сидя или стоя, будьте всегда непоколебимом положении, но не жестким и напряженным, а скорее невозмутимым
Фудосин Недвижимый или объединенный разум, который нелегко сдвинуть несущественными мелочами
Х
Ха Лезвие меча
Хадзимэ! Команда «Начали!»
Хавару Айкидоистский принцип защиты, сознание любви и ответственности
Хай «Да», «понял»,«хорошо»
Хай Додзё «Да, пожалуйста», или « А,сейчас, пожалуйста тренируйтесь»
Хакама Самурайская одежда в виде широких брюк-юбки. По традиции на тренировках Айкидо хакама надеваются только теми, кто имеет степень Сёдан(первый Дан) и выше
Хаку Со Очищение хлопками рук. Два хлопка представляет собой первоначальное разделение единой Вселенной
Ханми Полуоткрытая стойка. Основная стойка в Айкидо, в которой ступни образуют как бы треугольник. В Айкидо мы используем треугольную стойку, называемыю «санкаку тай», которая пришла к нам из школы Ягю Синкагэ-Рю, хорошо известной своими традициями в фехтовании
Ханми-Хантати оложение, при которой Укэ стоит,а Тори – на коленях или сидит
Ханми-Хантати Вадза риёмы, выполняемые в положении, когда один партнер сидит, а второй стоит
Ханси Глава стиля или направления, почётный титул
Хансоку Нарушение правил
Хара Жизненный центр. Буквально «живот». Центр тела. Центр разума и духа. Японцы говорят:-«Что бы мы ни делали, всё происходит из живота.»
Хара Гэй Проявление Кокю.«Искусство живота»
Хараи Вадза Прием отбивание меча
Харау Отбивать
Хара – Цуки Удар или толчок в центр тела или в живот
Хассо но Камаэ Стойка, при которой меч держиться вертикально около правого плеча двумя руками
Хати Восемь (счёт)
Хидари Левый
Хидари-Тэ Левая рука
Хидари Ханми Левосторонняя естественная стойка
Хидзи Локоть
Хидзи-атэ Удар(атэми) локтём
Хидзи-дори Захват за локоть. Название броска используещего блок локтя
Хидзи-Дзимэ Болевой приём на локоть
Хидзи Осаэ Контроль локтя
Хикари Свет
Хикари-То Играть с лучом света
Хики Отступление, передвижение назад
Хики-отоси «Тянуть вниз для падения». Вариант техники «Суми-Отоси», но с давлением на руку в локтевом суставе
Хирики Сила локтя
Хито Человек, человеческое существо. Известное изречение Уэсибы сенсэя: «Человеческое существо-это ребенок Божественности, жизненная обительвселенской святости»
Хо Метод, способ
Ходоку Освобождаться, распутываться
Хомбу(Хонбу) Додзё Главный тренировочный зал, штаб арена Айкидо. Расположен в современном трех этажном здании на месте первоначального Кобукан Додзё в Токийском районе Синдзюку. Хомбу Додзё является Всеяпонской и Международной ассоциацией Айкидо
Ц
Цуба Гарда(щиток) меча, служит для защиты руки
Цуги-аси Приставной шаг
Цука Рукоять меча
Цуки «Прямой удар» кулаком или толчок; тычковое движение меча:
Дзёдан цукиУдар в верхний уровень, в голову
Тюдан цукиУдар в средний уровень,в область живота
Гедан цукиУдар в нижний уровень,в область паха
Цуки Вадза Раздел в Айкидо, изучающий тычковые удары
Цуки-но-кокоро «Сознание, подобное чистому свету луны»
Цури-аси «Подсекающий шаг», использует подбив передней ноги для передвижения вперёд
Э
Энбу Показательные выступления
Эн-но Ирими «Вращающийся выход». Техника Ирими, в которой вы подступаете к своему партнеру во вращении
Эри Ворот, отворот
Эри-дори Захват за ворот
Ю
Юби Палец
Юби-дори Захват за палец(пальцы)
Юби-дзюцу Искусство (техника) поражения уязвимых точек противника
Юданся Обладатель черного пояса
Я
Ямабики-но Мити Буквально «путь горного эха». Метафора для обозначения техники, использующей энергию резонанса и «скользящую атаку»
Ямато «Великая Гармония»
Ямэ! Команда «Остановиться!»
Яри Копьё
Ято-но кагами Священное зеркало синтоизма, изображающее собой накаима